Волонтерское движение

Одним из эффективных способов организации воспитательной работы с иностранными студентами университета является развитие волонтерского движения, основными критериями которого являются добровольность и сознательность. В его основе лежат идеи безвозмездного служения гуманистическим идеалам человечества с удовлетворением личных и социальных потребностей путем оказания помощи другим людям.

Волонтерская деятельность в процессе работы с иностранными студентами выполняет несколько функций:

•    воспитательную, т.к. участие в добровольческих проектах требует от ребят ответственности, а также проявления таких качеств, как товарищество, доброта, честность, благородство и др.;
•    коммуникативную, т.к. добровольческая работа непосредственно связана с общением как с руководителями волонтерской группы и сотрудниками университета, так и с представителями других социальных организаций и групп;
•   профилактическую, т.к. высокие нравственные требования к личности волонтера, организация свободного времени оказывают благоприятное воздействие на личность;
•    мировоззренческую, т.к.  волонтер в ходе выполнения социально полезной работы ощущает значимость собственного существования и волонтерской работы;
•    образовательную, т.к. волонтер получает опыт, развивает уже имеющиеся у него навыки и умения, необходимые для выполнения той или иной работы.

Иностранные студенты в университете становятся волонтерами, руководствуясь различными мотивами. Во-первых - благородством самой идеи, отражающей принципы и важность этой деятельности. Во-вторых - психологической потребностью приносить пользу обществу и своему окружению. В-третьих - потребностью в общении, которую иностранные студенты удовлетворяют в процессе взаимодействия с другими людьми.

Сталкиваясь с чужими проблемами и бедами, иностранный студент испытывает чувство сострадания и сопереживает людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, что способствует развитию высоких нравственных качеств молодого человека. Наблюдая за людьми, которые не в состоянии помочь себе без помощи окружающих, студенты сами начинают задумываться о ценности жизни.

Волонтерская студенческая деятельность в Институте международного сотрудничества проявляется в таких направлениях, как пропаганда здорового образа жизни, оказание помощи социально незащищенным слоям населения, организация благотворительных концертов, проведение социологических опросов. Особый акцент делается на деятельность, направленную на поддержку детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей. Для этой группы населения проводятся всевозможные акции: сбор средств для покупки медикаментов, одежды, игрушек; помощь в организации и проведении благотворительных концертов и праздников.

В рамках реализации этого направления с 2016 года иностранные студенты ПГУ готовят регулярно посещают детские дома города и области с концертно-развлекательной программой. В частности, за годы существования проекта студенты побывали в коррекционной школе-интернате с. Неверкино, Нижнеломовском детском доме-интернате для детей с ограниченными возможностями, Спасском детском доме и других социально-образовательных учреждениях.

Еще одним из важнейших направлений волонтерской деятельности Института международного сотрудничества ПГУ является тьюторское сопровождение первокурсников и слушателей подготовительного отделения, которые приехали в Пензу для обучения в вузе. Оказавшись в непривычной для них социальной, культурной и образовательной среде, молодые люди сталкиваются с достаточно серьезными проблемами и трудностями, которые помогает им преодолеть волонтерская команда из числа иностранных студентов-активистов. Старшекурсники берут впервые приехавших в Пензу молодых людей под свою опеку и помогают пройти наиболее важный на данный момент период - период обустройства на новом месте и поступления в университет. Волонтеры не только помогают пройти новичкам медицинскую комиссию и оформить все необходимые для поступления и проживания документы, но и знакомят с университетом, его инфраструктурой и проводят обзорные экскурсии по городу.

Для более успешной адаптации первокурсников и слушателей подготовительного отделения отделом социальной адаптации и культурно-массовой работы Института международного сотрудничества ПГУ были разработаны хэндбук (путеводитель и практическое руководство для иностранных студентов) и карта социальной инфраструктуры, на которой отмечены социальные объекты, находящиеся на территории вблизи университета, а также около общежития на ул.Стасова.

Данный комплекс мероприятий позволяет первокурсникам и слушателям подготовительного отделения Пензенского государственного университета быстрее сориентироваться в новой образовательной, социальной и культурной среде и благополучно пройти период адаптации.

Дата создания: 04.02.2014 00:38
Дата обновления: 15.09.2023 13:13