Образование с неограниченными возможностями
Вести полноценную студенческую жизнь, ходить на пары вместе с друзьями, участвовать в исследовательских проектах, посещать творческие кружки и заниматься спортом — такие возможности должны быть у каждого, вне зависимости от состояния здоровья.
Пандусы, подъемные механизмы, информационные таблички и указатели на языке Брайля, автоматизированные рабочие места, необходимые гигиенические условия — это обязательный минимум, чтобы студент с ограниченными возможностями смог комфортно учиться в университете.
Министерство науки и высшего образования РФ обобщило передовой опыт вузов в своем материале.
В Пензенском государственном университете получают образование 365 студентов с ограниченными возможностями здоровья. Более 60 абитуриентов с инвалидностью уже подали документы для поступления в ПГУ в рамках приемной кампании-2020.
Обучение студентов с ОВЗ ведется по программам «Журналистика», «Государственное и муниципальное управление», «Правозащитная деятельность» — для лиц с нарушением зрения; «Программное обеспечение средств ВТ и автоматизированных систем» для лиц с соматическими нарушениями; «Начальное образование», «Физкультурное образование», «Стоматология» — для лиц с нарушениями слуха; «Проектирование и технология радиоэлектронных средств», «Физика. Технология» — для лиц с когнитивными нарушениями; «Менеджмент» для лиц с множественными нарушениями; «История. Обществознание» для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. «В адаптивных программах главное не только, какое направление подготовки выбрал студент, оно может быть разным, важна нозология, по которой обучающийся адаптируется. То есть приспособление к получаемой профессии с учетом конкретного ограничения в здоровье», — комментирует Оксана Симакова, начальник управления комплексного сопровождения инклюзивного образования ПГУ.
В ПГУ созданы специальные места в аудиториях, в учебных мастерских, лабораториях, библиотеках, бизнес-инкубаторе. Образовательный процесс оснащен современными средствами мультимедиа: столы с микролифтом и регулируемой столешницей; видеоувеличители; интерактивные доски с программным обеспечением; радиосистема для синхронного перевода; индукционная нашейная петля; портативное информационное устройство для слабослышащих; интерактивная панель; цветовая подсветка для цветотерапии и психологической разгрузки.
Студенты-волонтеры Пензенского государственного университета — единственные в городе, кто занимается инклюзивным волонтерством. В настоящее время правилам взаимодействия с лицами с ОВЗ обучено около 500 студентов, которые могут оказать необходимую помощь при возникновении различных затруднений у людей с инвалидностью. При этом некоторые из тех, кто готов помогать другим, сами имеют проблемы со здоровьем. Одна из них — Айгуль Утяшева. Девушка плохо видит и слышит. Айгуль возглавляет волонтерский корпус ПГУ «Абилимпикс».
Еще один яркий пример целеустремленности — Иван Пчельников, инвалид-колясочник. В этом году юноша окончил факультет педагогики, психологии и социальных наук ПГУ. С самого первого дня обучения в университете Иван активно погружался не только в учебу, но и в проектную деятельность. Его проект «Хостел "Дом Вероники"» выиграл грант на форуме «iВолга». «"Дом Вероники" — это активный пансион для молодых инвалидов, лишенных родительского попечения, и хостел для тех, кто приезжает в наш город для обмена опытом и просто в гости», — рассказывал, представляя проект, Иван. Сегодня этот проект успешно реализован.