Публикации в международных изданиях

В настоящее время при оценке результативности научно-исследовательской деятельности образовательных и научных учреждений РФ особое внимание уделяется показателям цитируемости авторов и научных журналов в ведущих зарубежных базах научного цитирования Web of Science и Scopus.

В свою очередь, эти показатели неотъемлемо связаны с публикациями научно-педагогических работников в международных изданиях, индексируемых этими базами.

В БД Scopus индексируется большее количество журналов, чем в Web of Science, и все ведущие журналы Web of Science индексируются в Scopus.

Перечень изданий, индексируемых БД Scopus

Для облегчения поиска необходимого журнала можно также воспользоваться аналитической надстройкой над Scopus – БД SCImagoJournalRank на сайте http://www.scimagojr.com/

Рекомендации по подготовке текста оригинальной статьи для зарубежного индексируемого журнала

Подавляющее большинство международных научных журналов требует, чтобы статья, описывающая результаты оригинального исследования, состояла из следующих разделов:

• Название – Title

• Аннотация – Abstract

• Введение – Introduction

• Методы – Materials and Methods

• Результаты – Results

• Обсуждение – Discussion

• Благодарности – Acknowledgements

• Список литературы – References

Название статьи

Все журналы, индексируемые зарубежными базами данных, предъявляют следующие требования к заглавиям статей:
- заглавия научных статей должны быть информативными;
- в заглавиях статей можно использовать только общепринятые сокращения;
- в переводе заглавий статей на английский язык не должно быть никаких транслитераций с русского языка, кроме непереводимых названий собственных имен, приборов и других объектов, имеющих собственные названия.

После названия статьи следует перечисление авторов, место их работы и адреса, место выполнения представляемого исследования.

Аннотация

Задача автора представить информацию о статье так, чтобы она была понятна и интересна зарубежному научному сообществу, чтобы без обращения к полному тексту оно могло получить наиболее полное представление о тематике и уровне публикуемых исследований российских ученых и, соответственно, процитировать заинтересовавшие публикации.

Аннотации должны быть:
• информативными (не содержать общих слов);
• содержательными (отражать основное содержание статьи и результаты исследований);
• структурированными (следовать логике описания результатов в статье);
• «англоязычными» (написаны качественным английским языком);
• компактными, но не короткими (в пределах от 100 до 250 слов).

Наиболее целесообразной формой представления аннотации является краткое повторение в ней структуры статьи, включающей:
• цели и задачи,
• методы,
• результаты,
• заключение.

Пример структурированной аннотации 

После аннотации следуют ключевые слова (keywords).

Ключевые слова являются обязательным элементом публикации в любом рецензируемом научном журнале. По значению и смыслу набор ключевых слов близок к аннотации, плану или конспекту, так как он тоже представляет собой документ с минимальной детализацией, но набор ключевых слов лишён синтаксической структуры.

Во всех библиографических базах данных возможен поиск статей по ключевым словам. Задача ключевых слов увеличить вероятность нахождения статьи при поиске в библиографических и полнотекстовых базах научной литературы.

Введение (Introduction)

Статья начинается с Введения, где должна содержаться информация, которая позволит читателю понять и оценить результаты представленного исследования без дополнительного обращения к другим литературным источникам. Кроме того, во Введении должно содержаться обоснование необходимости и актуальности исследования. Информация во Введении должна быть организована по принципу «от общего к частному».

Введение состоит из четырех обязательных подразделов:
• описание проблемы, с которой связано исследование или установление научного контекста (establishing a context);
• обзор литературы, связанной с исследованием (reviewing the literature);
• описание белых пятен в проблеме или того, что еще не сделано (establishing a researchgap);
• формулировка цели исследования (stating the purpose).

Материалы и методы (Materials and Methods)

В этом разделе статьи в деталях описываются методы, которые использовались для получения результатов. Сначала обычно дается общая схема экспериментов (design of the experiment), затем сами эксперименты представляются настолько подробно и с таким количеством деталей, чтобы любой компетентный специалист мог воспроизвести их самостоятельно, пользуясь лишь текстом статьи.

Зачастую этот раздел пропускается, поскольку во Введении уже указано, какой метод будете использовать. Однако для того, чтобы статья имела научную ценность, методы исследования должны быть описаны в деталях. Когда рецензент будет читать рукопись, он обратит особое внимание, насколько подробно представлена методика исследования. Если у него возникнут сомнения в том, что эксперименты можно воспроизвести, он будет рекомендовать отклонить рукопись, невзирая на результаты.

При использовании стандартных методов и процедур лучше сделать ссылки на соответствующие источники, не пропуская описания модификации стандартных методов, если таковые имелись. Если же используется собственный новый метод, который еще нигде ранее не публиковался, важно дать ВСЕ необходимые детали.

Если ранее метод был опубликован в известном журнале, то можно ограничиться ссылкой. Однако рекомендуется полностью представить метод в рукописи, если ранее он был опубликован в малоизвестном журнале, выпускаемом не на английском языке.

Результаты (Results)

Раздел Результаты является центральной частью статьи. В нем представлены экспериментальные или теоретические данные, полученные в этой работе и имеющие отношение к данной задаче. Результаты даются в обработанном варианте: в виде таблиц, графиков, организационных или структурных диаграмм, уравнений, фотографий, рисунков. Описание того, что показано в иллюстрациях с короткими резюмирующими комментариями, сравнениями, статистическими оценками, и является представлением результатов. В этом разделе приводятся только факты.

Если было получено много похожих зависимостей, представляемых в виде графиков, то приведите только один типичный график, а данные об имеющихся количественных отличиях между ними, представьте в таблице.

Обсуждение (Discussion) и выводы

В отличие от раздела Результаты, который имеет дело с фактами, раздел Обсуждение – это идеи, предположения о полученных фактах, сравнение полученных собственных результатов с результатами других авторов. С одной стороны, раздел Обсуждение должен быть более теоретическим, обобщающим, абстрактным, интегрированным с общей проблемой. С другой стороны, этот раздел наиболее тесно связан с реальным миром, поскольку в нем раскрывается значение полученных результатов и их дальнейшее применение. Редакторы журналов отвергают многие статьи из-за плохо написанного обсуждения результатов, несмотря на то, что сами по себе результаты интересны и хорошо представлены.

В Обсуждении необходимо двигаться от специфической информации разделов Методы и Результаты к более общей интерпретации Результатов. Таким образом, организация идей в Обсуждении – от частного к общему. В обсуждении необходимо:
• перечислить основные результаты, независимо от того, поддерживают или опровергают они проверяемую гипотезу, находятся в согласии или в противоречии с данными других исследователей;
• обобщить результаты;
• сравнить результаты с данными других исследователей;
• привести возможные объяснения сходства и противоречий с другими исследованиями;
• напомнить о цели и гипотезе исследования;
• обсудить, соответствуют ли полученные результаты гипотезе исследования;
• указать на ограничения исследования и обобщения его результатов;
• предложить практическое применение;
• предложить направление для будущих исследований.

После обсуждения излагаются выводы, которые должны точно соответствовать целям и задачам работы.

Благодарности (Acknowledgments)

В разделе Благодарности принято выражать признательность за помощь отдельных людей, перечисляя их поименно. Затем необходимо выразить благодарность за финансовую поддержку исследования организациям и фондам, т.е. написать за счет каких грантов, контрактов, стипендий удалось проделать работу.

Пристатейные списки литературы на латинице (References)

Правила составления пристатейных списков литературы разрабатывает редакция журнала на основе предлагаемых зарубежных стандартов, требований БД и логики, следующей из целей использования ссылок. Обычно необходимо представить списки литературы так, чтобы можно было установить связку между публикацией в БД и ссылкой на нее, и понять смысл ссылки англоязычному пользователю.

Общие требования к пристатейному списку литературы:
• обширный список ссылок – около 35–45 на статью в 10 страниц;
• большая доля ссылок на работы последних лет, в том числе наработы текущего и прошлого года;
• ссылки, как правило, должны быть только на англоязычные источники – статьи в ведущих международных журналах;
• ссылки на материалы конференций (Proceedings), на диссертации очень редки;
• ссылки на тезисы не встречаются.

В индексах цитирования связка устанавливается только с авторскими публикациями, следовательно, ссылки на анонимные документы (приказы, законы, нормативы) смысла не имеют. В зарубежных научных статьях такие ссылки, в основном, отсутствуют.

Основные недостатки пристатейных списков литературы:
– короткие списки литературы;
– мало авторских публикаций (статей);
– много «лишних» ссылок (правовые, нормативные документы, неопубликованные материалы и т.д.)
– мало ссылок на иностранные публикации.

Дата создания: 14.11.2013 01:05
Дата обновления: 16.11.2013 19:45