Студенты изучили опыт становления федерализма, функционирования института омбудсмена и координации систем социального обеспечения в рамках проектов ProEU и EUSOSEL
Завершилась серия лекционных и семинарских занятий для студентов Юридического института ПГУ в ходе прохождения модуля «Защита прав человека в Европейском Союзе и за его пределами» в рамках проекта ProEU и модуля «Право социального обеспечения в Европейском Союзе» в рамках проекта EUSOSEL.
Вместе с Евгением Битюцким, к.ю.н., доцентом кафедры «Правоохранительная деятельность» (проект ProEU), студенты изучили доктрины федерализма в Российской Федерации, Королевстве Бельгия, Австрийской Республике и Федеративной Республике Германии. На основе освоенного материалы они выявили особенности российского федерализма, а также сопоставили направленность и масштабы доктрин федерализма в обозначенных федеративных государствах. Кроме того, в рамках подмодуля «Взгляд на федерализм с точки зрения прав человека» студенты рассмотрели федерализм в гармонии между интересами государства и интересами граждан.
Евгений Битюцкий проиллюстрировал влияние правозащитных принципов на федерализм, а студенты попытались объяснять юридические, политические и институциональные преимущества федерализма для защиты прав человека. Занятия были организованы в дистанционном формате, однако это не помешало студентам вести дискуссии о важности гуманизации правосудия. Также они высказали свои идеи о реформировании управления в различных странах, в том числе в федеративных государствах (Российская Федерация, Королевство Бельгия, Австрийская Республика, Федеративная Республика Германия). Студенты признали необходимость изучения изменений в российском и зарубежном праве с точки зрения защиты прав человека.
Итоговый раздел модуля «Право социального обеспечения в Европейском Союзе» (проект EUSOSEL) предполагал знакомство студентов с понятием, направлениями и правовыми основами координации систем социального обеспечения в ЕС. Анна Александрова, к.ю.н., доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины», показала студентам роль институтов и органов ЕС в координации систем социального обеспечения. Под руководством преподавателя студенты также рассмотрели механизм координации систем социального обеспечения на примере пенсионного законодательства стран ЕС.
Анастасия Рыжова, к.ю.н., доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины», привлекла студентов к изучению документов, регулирующих вопросы координации систем социального обеспечения. Благодаря освоенным темам студенты смогут осуществлять сравнительно-правовой анализ регулирования пенсионного обеспечения в странах-членах Европейского Союза и в Российской Федерации.
В рамках подмодуля «Основные принципы эффективного функционирования института омбудсмена» (проект ProEU) студенты рассмотрели роль омбудсмена в качестве дополнительного механизма защиты прав и свобод человека в ЕС и изучили принципы построения эффективного института омбудсмена, применяемые в мире. На лекционном занятии Данил Феоктистов, к.ю.н., доцент кафедры «Частное и публичное право», познакомил студентов с правовым институтом омбудсмена (история возникновения в Швеции, распространение в странах Западной Европы, компетенции и особенности функционирования института омбудсмена, место института омбудсмена в системе органов публичной власти).
На семинарских занятиях студенты обсуждали возникновение и развитие института омбудсменов в ЕС, а также проводили сравнительный анализ компетенций омбудсменов и эффективность реализации их полномочий в отдельных политических системах стран-членов ЕС. Результатом освоения подмодуля стала подготовка студенческих проектов, качество выполнения которых Данил Феоктистов оценил на итоговом семинарском занятии.