«Пенза для меня не пустой звук», — Ило Янг, председатель жюри конкурса «Серебряная лира»
Сегодня мы беседуем с уникальным человеком, профессионалом своего дела — дирижером симфонического оркестра Songpa National Philarmonic Orchestra (г. Сеул, Южная Корея) Ило Янгом.
— Ило, расскажите, что привело вас в музыку, почему вы выбрали стезю дирижера?
— Мой отец — дирижер, мама — пианистка. Хотя родители всю жизнь были связаны с музыкой, они не очень хотели, чтоб я стал музыкантом.
Я серьезно начал заниматься музыкой только в 16 лет, когда понял, что я дышу ею. Конечно же, это поздно. До этого я ни разу не держал в руках музыкальных инструментов. Мой выбор во многом был предопределен тем, что дома звучала музыка — мама много времени посвящала репетициям. Это было у меня на глазах, я видел, как она оттачивала свое мастерство часами. Это тяжело! Титанический труд, будучи уже профессионалом, технически сложные вещи тренировать так, чтоб они казались легчайшими и непринужденными для исполнения.
— Почему именно скрипка?
— В моем колледже, куда я поступил после школы, был оркестр. Я выбрал скрипку. Почему именно ее? Она легкий инструмент во всех смыслах (смеется).
— Кто был вашим наставником? Мама?
— Отец учил меня дирижировать. А старшекурсники научили меня основным приемам игры. Все остальное, как они сказали, лишь дело тренировки. И я начал репетировать. По 8-9 часов в сутки я играл и не мог остановиться. Мне нравится скрипка, ее нежное и благородное звучание.
После окончания колледжа я поступил в консерваторию, вместо того, чтобы быть еще одним экономистом, юристом или инженером. У нас в Корее мы все должны отслужить в армии, отдать долг Родине. Поэтому после окончания второго курса, меня забрали в армию. Пока я служил, я не мог практиковаться и репетировать настолько хорошо, насколько я делал это будучи студентом консерватории. Целых три года (в Корее служат в армии три года) я практически не играл. Пальцы были как палки, смычок в руках держать было очень сложно. Но упорный труд делает свое дело. Репетируя по 10 часов в день, я восстановил форму. Да-да, у музыкантов тоже есть форма, в которой они должны постоянно быть. Естественно, когда я закончил консерваторию, я решил, что хочу знать и уметь больше. Тогда я поехал в Америку, поступил в аспирантуру, там я начал подготовку к международным фестивалям и соревнованиям.
Но выяснилась одна любопытная деталь. Так как я слишком поздно начал учиться музыке, и опыта было мало, я слишком сильно нервничал и волновался. Никак не мог выступать соло перед аудиторией. Единственным выходом из этой ситуации было переучиться на дирижера, что, собственно, я и сделал. Мне уже было 26, и за плечами у меня было целых десять лет опыта работы в оркестре, но в качестве рядового скрипача или ведущей скрипки. Было интересно, смогу ли я управлять оркестром. Будучи «играющим» музыкантом, это делать намного легче. Я лучше себе представляю партитуру инструмента, я лучше чувствую ритмику музыки, рисунок входа в партию той же скрипки или иного инструмента. И говорят даже, что у меня в этом роде есть некий талант. Ну что же, это не удивительно, ведь мой отец дирижер, это у меня в крови, наверное (смеется). Я отработал несколько лет в Америке, в различных оркестрах. Затем, уже в начале 2000 года, я начал работать в России, здесь я проработал более 5 лет, прежде чем вернулся назад домой, в Корею. А недавно я еще начал писать музыку — концерты для 2 гитар, для фортепиано, для скрипки.
— Как получилось, что вы приехали в Пензу?
— Пенза для меня не пустой звук, не просто точка на земном шаре. Моя жена из Пензы, она пианистка, здесь у меня родственники по линии жены. У меня двое детей — дочь Илона, ей семь, сын Ум Би, которому еще пока четыре. Я не хочу навязывать им свой выбор музыкального пути, пусть они его сделают сами. Хочу, чтобы они были счастливы, и выросли хорошими людьми. Неважно, будут ли они музыкантами или нет, будут ли любить, разбираться в музыке или вообще будут к ней равнодушны. Хотя к музыке невозможно быть равнодушным, музыка — это полет души, это след от ее крыльев.
— Часто ли вы посещаете Пензу? Нравится ли вам здесь?
— Это уже мое третье посещение Пензы. В 2006 году это было впервые, затем — в июне 2011 года я дирижировал в Симфоническом оркестре Пензенской областной филармонии, и вот сейчас меня пригласили в качестве председателя жюри «Серебряной лиры». Город я видел пока только, к сожалению, из окна автомобиля, я не задерживался тут более чем на 2 дня, хотя и наслышан о ваших достопримечательностях.
— Каково впечатление от «Серебряной лиры»?
— Что могу сказать, во-первых, фестиваль хорошо организован, на достойном уровне. Можно всех посмотреть, прослушать, нет спешки. В жюри очень добрые и открытые люди, которые с пониманием относятся к участникам — ведь много участников достаточно молодых, школьников, которые волнуются.
Это, как я надеюсь, только первые шаги вашего фестиваля к соревнованиям более высокого уровня. Пока уровень не очень высок, но всё же это очень важно, что вы поддерживаете своих музыкантов, показываете им возможность для развития, показываете, что цените их, что готовы им помогать. Участие в фестивалях любого уровня — это не только опыт, это еще и общение профессионалов, это реализация творческого потенциала.
В моем оркестре 83 человека, это достаточно много, но вашу работу тоже можно сравнить с работой в оркестре — преподаватели и студенты играют свои партии в процессе обучения, и нужно, чтоб они звучали гармонично.
Но вашему фестивалю, на мой взгляд, не хватает достаточного освещения, чтобы о нем знали, чтобы он был на слуху, чтобы музыканты из разных уголков мира хотели бы в нем участвовать. Я так предполагаю, что многие даже и не знают про него. И если вы выйдете на мировой уровень, я даже смогу привезти сюда наших корейских музыкантов. Конечно, музыка для всех одна, но техники исполнения у всех разные. Я думаю, что профессионалы смогут научиться друг у друга различным тонкостям мастерства исполнения. Если здесь, на фестивале, сейчас я найду одаренного музыканта или музыкантов, то я планирую, что смогу их пригласить играть в моем оркестре.
— Что, на ваш взгляд, главное в развитии культуры в нашей области? Каковы ваши планы на следующий год?
— Главное для всех стран и городов, чтобы поднять культуру, — надо создавать, сохранять свои оркестры, чтобы музыкантам было где играть. Профессионалы должны оттачивать свое мастерство, дарить людям прекрасное, а не искать возможности заработка в других местах.
Если меня пригласят на следующий фестиваль, я обязательно приеду. Надеюсь, что через год-два наш оркестр сможет приехать в Пензу с гастролями, возможно, в нем будут играть ваши талантливые дети.
Юлия Герасимова, пресс-центр ПГУ